Система ИСО
Что такое система ИСО?
Система ИСО - это международная сертификация систем качества, которая на основе разработанных стандартов предъявляет требования к производству в сфере управления технологическими комплексами. Данная система является инструментом для регулирования конкурентных отношений в условиях современного рынка товаров и услуг, так как основывается на контроле качества системы управления.
Главной целью системы ИСО является повышение безопасности и качества применяемых технологий с целью улучшения выпускаемой продукции. Важным моментом будет объединение различных критериев в общие международные нормы, законы и принципы, которые позволяют наладить развитие экономики разных стран.
Система ИСО разрабатывает стандарты, которые применяются как для международных компаний, так и в узкоспециализированных областях, и являются базовой основой для стандартизации менеджмента многих стран. Сертификация ИСО на соответствие стандартам проводится организациями, которые представляют страны в системе ИСО. Для России такой организацией является Госстандарт, который выдает лицензию на оказание услуг по сертификации ИСО аккредитованным сертификационным центрам.
Недостатки и преимущества сертификации ИСО
Применение стандартов ИСО на территории России не обязательно, но способствует повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия, позволяет участвовать в международных или государственных тендерах. Наибольшую заинтересованность к прохождению сертификации ИСО проявляют предприятия текстильной и пищевой сферы, а также высокотехнологичной направленности.
Сертификация ИСО дает ряд преимуществ перед другими компаниями:
- повышение имиджа компании;
- обеспечение грамотного планирования и контроля;
- повышение безопасности и качества выпускаемой продукции или услуг;
- повышение финансовых показателей;
- упрощение прохождения сертификации на продукцию;
- развитие бизнеса на международном уровне.
К недостаткам использования стандартов ИСО относят:
- увеличение бумажной работы;
- отсутствие перечня конкретных действий из-за универсальности системы;
- изменение системы работы предприятия;
- сложность реализации.
Наиболее распространенные стандарты ИСО
Система ИСО содержит стандарты для различных предприятий и технологий производства, которые включают:
- базовую группу стандартов ИСО 9000-9004;
- поддерживающие стандарты ИСО 10001-10020;
- другие стандарты, определяющие деятельность поставщика.
Наиболее распространенными являются стандарты ИСО серии 9000, которые определяют фундаментальные основы взаимоотношений между всеми участниками системы качества в сфере общих требований и моделей управления качеством. Сертификация ИСО применима не только к предприятиям частной собственности, но и государственным структурам, и общественным организациям. Данные стандарты позволяют не только улучшить качество выпускаемой продукции, но и наладить эффективную работу внутри предприятия за счет четкого изложения методических указаний.
Стоит учитывать, что в РФ на основе стандартов ИСО применяются национальные стандарты качества ГОСТ Р.
Ресурсы системы менеджмента качества
Каждая организация для достижения целей своей деятельности, а также соответствия выпускаемой продукции стандартам качества должна иметь определенной набор внутренних и внешних ресурсов. Политика в отношении ресурсов системы менеджмента качества (СМК) регламентируется стандартом ISO 9001:2015.
Методы управления стандартов ИСО
Методы управления в ИСО представляют собой систему приемов и способов, которые используются для достижения поставленных предприятием целей в сфере обеспечения качества продукции. Чаще всего на предприятии используются следующие методы управления: организационно-распорядительные, инженерно-технологические, статистические, экономические, экспертные, социально-психологические.
Документы для СМК
Эффективность СМК (системы менеджмента качества) напрямую зависит от того, насколько правильно и системно она документирована. Комплекс документации СМК создает официальный статус системы. Документы для СМК обязательно должны быть доступны работникам предприятия, чтобы они могли в любое время воспользоваться ими в справочных целях.
Внедрение системы менеджмента
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии - комплекс мероприятий по внедрению системы качества, затрагивающий различные стороны деятельности предприятия и его подсистемы - стратегическое управление, производство, логистика, управление персоналом, документооборот, внутренние коммуникации и другие.
Система менеджмента
Система менеджмента – это часть системы управления предприятием, основная задача которой состоит в обеспечении стабильного качества производимых товаров и оказываемых услуг. Современная система менеджмента включает в себя структуру документации, организационную структуру, информационную структуру и процессы, которые влияют на качество товаров и услуг.