Методы управления стандартов ИСО

Методы управления в стандартах ИСО представляют собой систему приемов и способов, которые используются для достижения поставленных предприятием целей в сфере обеспечения качества продукции. Чаще всего на предприятии используются следующие методы управления: организационно-распорядительные, инженерно-технологические, статистические, экономические, экспертные, социально-психологические.

Организационно-распорядительные методы управления ИСО

В эту группу входят следующие методы управления качеством:

  • регламентирование (функциональное, общеорганизационное, структурное, должностное);
  • стандартизация (на основании стандартов разного статуса и уровня);
  • нормирование (на основе норм численности, численных величин, времени, соотносительности);
  • инструктирование (объяснение, ознакомление, совет, разъяснение, предостережение);
  • распорядительные воздействия (на основании распоряжений, приказов, постановлений, указаний, контроля исполнения).

Среди всех этих методик наиболее важными считаются следующие:

  • разработка и реализации на предприятии политики, СТП, процедур, руководств в сфере качества;
  • подбор, распределение и аттестация персонала по управлению качеством;
  • обеспечение выполнения всех целевых программ, приказов и распоряжений, требований ГОСТ и ТУ в сфере качества продукции;
  • внедрение апробированных методов управления качеством.

Инженерно-технологические методы

Эти методы управления подразделяют на автоматические, механизированные, ручные и автоматизированные. Самым приемлемым для удовлетворения требований потребителей считается целенаправленный автоматический метод. Он предусматривает выявление отклонения процессов от необходимых параметров, после чего выработка и воздействие на объект методик коррекции качества осуществляется автоматически при помощи технических устройств. Этот метод считается самым перспективным и подходящим для управления технологическими процессами на производстве и для контроля качества товаров. Благодаря ему удается отследить все дефектные изделия.

Статистические методы

В комплекс статистических методов управления стандарта ИСО входят: статистический анализ, регулирование технологических процессов, приемочная оценка и контроль качества. Используются они преимущественно для сбора, оценки и интерпретации сведений о качестве. Важность их использования обусловлена изменчивостью, которая наблюдается в процессе работы даже в случае ее кажущейся стабильности. Применение статистических методов направлено на постоянное снижение и уменьшение вариаций, неопределенностей, разбросов характеристик процессов и продукции.

Правильное использование статистических методов имеет большое значение на всех этапах процессов, которые осуществляет организация. Использование этих методов для управления качеством продукции осуществляется путем выборочных статистических характеристик по качественным и количественным признакам, которые обычно используются для анализа стабильности технологических процессов. К инструментам статистических методов относятся контрольные карты, диаграммы, оперативные характеристики.

Экономические методы

Эти методы управления качеством в стандартах ИСО реализуются за счет создания комплекса экономических условий, которые побуждают руководство и персонал предприятия постоянно повышать нужный уровень качества услуг и продукции. К этим методам принято причислять:

  • финансовую деятельность предприятия (кредитование, разработка модернизируемых и новых видов продукции, ссуды, калькуляция, определение стоимости, соизмерение затрат с результатами);
  • экономические приемы стимулирования производства, предоставление и распределение потребителям продукции;
  • бизнес-планирование по созданию новой продукции, разработка соответствующих для нее норм международных стандартов СМК;
  • политика ценообразования на товары с учетом их качества;
  • создание фондов для экономического стимулирования качества (фондов премирования и поощрения за качество, модернизация и создание товаров, технологии, техники);
  • использование системы оплаты и материального поощрения с обязательным учетом качества на рабочих местах.

Социально-психологические методы

Эта группа методов управления стандарта ИСО предусматривает использование факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, которые протекают в трудовых коллективах. К таким методам причисляют:

  • приемы повышения ответственности, инициативы, самодисциплины и творческой активности всех членов коллектива;
  • внедрение форм морального и материального стимулирования повышения качества и результативности труда;
  • приемы нормализации психологического климата в коллективе, предусматривающие способы устранения конфликтных ситуаций, обеспечения и подбора психологической совместимости сотрудников;
  • учет психологических качеств членов трудовых коллективов;
  • способы развития преемственности и традиций в коллективе для обеспечения необходимого качества;
  • разработка форм вовлечения членов коллектива в управление качеством.

Экспертные методы

В основе данной группы методов лежат экспертные оценки. Изначально они применялись только для решения задач, которые связаны с прогнозированием в сфере науки и техники, но после стали использоваться и в других областях. Применение экспертных методов в сфере управления качеством обусловлено большим количеством противоречий, возникающих в ней, решить которые зачастую невозможно только объективными методами. В таких ситуациях решить проблему позволяет использование профессионального опыта специалистов-экспертов.

К экспертным методам управления в ИСО прибегают в следующих случаях:

  • при невозможности использования метода моделирования или описания объектов математическими или формализованными способами;
  • отсутствия достоверной информации;
  • для разработки долгосрочных прогнозов влияния на управление качеством законов и закономерностей;
  • при наличии в управлении качеством экстремальных ситуаций.
Задать вопрос
Ваше имя: *
Ваш email: *
Кратко сформулируйте заголовок вопроса: *
Опишите подробно свой вопрос: *