Методы управления стандартов ИСО
Методы управления в стандартах ИСО представляют собой систему приемов и способов, которые используются для достижения поставленных предприятием целей в сфере обеспечения качества продукции. Чаще всего на предприятии используются следующие методы управления: организационно-распорядительные, инженерно-технологические, статистические, экономические, экспертные, социально-психологические.
Организационно-распорядительные методы управления ИСО
В эту группу входят следующие методы управления качеством:
- регламентирование (функциональное, общеорганизационное, структурное, должностное);
- стандартизация (на основании стандартов разного статуса и уровня);
- нормирование (на основе норм численности, численных величин, времени, соотносительности);
- инструктирование (объяснение, ознакомление, совет, разъяснение, предостережение);
- распорядительные воздействия (на основании распоряжений, приказов, постановлений, указаний, контроля исполнения).
Среди всех этих методик наиболее важными считаются следующие:
- разработка и реализации на предприятии политики, СТП, процедур, руководств в сфере качества;
- подбор, распределение и аттестация персонала по управлению качеством;
- обеспечение выполнения всех целевых программ, приказов и распоряжений, требований ГОСТ и ТУ в сфере качества продукции;
- внедрение апробированных методов управления качеством.
Инженерно-технологические методы
Эти методы управления подразделяют на автоматические, механизированные, ручные и автоматизированные. Самым приемлемым для удовлетворения требований потребителей считается целенаправленный автоматический метод. Он предусматривает выявление отклонения процессов от необходимых параметров, после чего выработка и воздействие на объект методик коррекции качества осуществляется автоматически при помощи технических устройств. Этот метод считается самым перспективным и подходящим для управления технологическими процессами на производстве и для контроля качества товаров. Благодаря ему удается отследить все дефектные изделия.
Статистические методы
В комплекс статистических методов управления стандарта ИСО входят: статистический анализ, регулирование технологических процессов, приемочная оценка и контроль качества. Используются они преимущественно для сбора, оценки и интерпретации сведений о качестве. Важность их использования обусловлена изменчивостью, которая наблюдается в процессе работы даже в случае ее кажущейся стабильности. Применение статистических методов направлено на постоянное снижение и уменьшение вариаций, неопределенностей, разбросов характеристик процессов и продукции.
Правильное использование статистических методов имеет большое значение на всех этапах процессов, которые осуществляет организация. Использование этих методов для управления качеством продукции осуществляется путем выборочных статистических характеристик по качественным и количественным признакам, которые обычно используются для анализа стабильности технологических процессов. К инструментам статистических методов относятся контрольные карты, диаграммы, оперативные характеристики.
Экономические методы
Эти методы управления качеством в стандартах ИСО реализуются за счет создания комплекса экономических условий, которые побуждают руководство и персонал предприятия постоянно повышать нужный уровень качества услуг и продукции. К этим методам принято причислять:
- финансовую деятельность предприятия (кредитование, разработка модернизируемых и новых видов продукции, ссуды, калькуляция, определение стоимости, соизмерение затрат с результатами);
- экономические приемы стимулирования производства, предоставление и распределение потребителям продукции;
- бизнес-планирование по созданию новой продукции, разработка соответствующих для нее норм международных стандартов СМК;
- политика ценообразования на товары с учетом их качества;
- создание фондов для экономического стимулирования качества (фондов премирования и поощрения за качество, модернизация и создание товаров, технологии, техники);
- использование системы оплаты и материального поощрения с обязательным учетом качества на рабочих местах.
Социально-психологические методы
Эта группа методов управления стандарта ИСО предусматривает использование факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, которые протекают в трудовых коллективах. К таким методам причисляют:
- приемы повышения ответственности, инициативы, самодисциплины и творческой активности всех членов коллектива;
- внедрение форм морального и материального стимулирования повышения качества и результативности труда;
- приемы нормализации психологического климата в коллективе, предусматривающие способы устранения конфликтных ситуаций, обеспечения и подбора психологической совместимости сотрудников;
- учет психологических качеств членов трудовых коллективов;
- способы развития преемственности и традиций в коллективе для обеспечения необходимого качества;
- разработка форм вовлечения членов коллектива в управление качеством.
Экспертные методы
В основе данной группы методов лежат экспертные оценки. Изначально они применялись только для решения задач, которые связаны с прогнозированием в сфере науки и техники, но после стали использоваться и в других областях. Применение экспертных методов в сфере управления качеством обусловлено большим количеством противоречий, возникающих в ней, решить которые зачастую невозможно только объективными методами. В таких ситуациях решить проблему позволяет использование профессионального опыта специалистов-экспертов.
К экспертным методам управления в ИСО прибегают в следующих случаях:
- при невозможности использования метода моделирования или описания объектов математическими или формализованными способами;
- отсутствия достоверной информации;
- для разработки долгосрочных прогнозов влияния на управление качеством законов и закономерностей;
- при наличии в управлении качеством экстремальных ситуаций.