Внедрение системы менеджмента
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии - комплекс мероприятий по внедрению системы качества, затрагивающий различные стороны деятельности предприятия и его подсистемы - стратегическое управление, производство, логистика, управление персоналом, документооборот, внутренние коммуникации и другие. Ввиду этого, внедрение системы качества считается достаточно трудоемкой и продолжительной задачей, решение которой производится в несколько этапов.
Система менеджмента качества - самый распространенный инструмент управления предприятием, который разрабатывается и внедряется с целью усовершенствования контроля качества выпускаемых изделий либо предоставляемых услуг, а также оптимизации производственных процессов. Внедрение системы качества дает возможность организациям любых размеров, специфики деятельности и формы собственности получить ряд конкурентных достоинств:
- Сократить непредвиденные расходы на возврат и брак изделий;
- Повысить производительность труда;
- Возможность тиражирования бизнеса;
- Преимущества в различных конкурсах, тендерах;
- Увеличить производственную мощность благодаря оптимизации внутренних процессов, распределению функций, ответственности, обязанностей персонала;
- Возможность получения правительственных заказов;
- Повышение имиджа организации и инвестиционной привлекательности;
- Повышение вероятности успешного воплощения бизнес-планов;
- Увеличение рыночной цены предприятия.
Этапы внедрения системы менеджмента качества
Процедура внедрения системы качества включает несколько этапов, каждый их которых состоит из определенного объема работ. Самым трудоемким и сложным считается этап обучения персонала, а диагностика всей системы - наиболее критическим для программы по внедрению СМК. Рассмотрим подробнее, в чем заключается каждый из этапов по внедрению системы менеджмента.
Диагностическая оценка системы менеджмента
Предварительный анализ системы качества проводится с целью первичной оценки систем управления предприятия для последующей результативной разработки и реализации проекта по внедрению СМК. В процессе диагностической оценки:
- Определяются проблемные места в управлении компании;
- Оценивается результативность деятельности каждого подразделения организации;
- Выявляются возможные пути решения установленных проблем с помощью СМК;
- Изучается эффективность утвержденного документооборота предприятия;
- Оценивается качество предоставляемых услуг, работ;
- Определяется список необходимых документов СМК;
- Анализируется качество работы с поставщиками, потребителями.
По результатам предварительной проверки оформляется детальный отчет о соответствии деятельности предприятия требованиям установленного стандарта. К отчету дополняются рекомендации о дальнейшей разработке и развитию СМК. Также оформляется план-график по подготовке и внедрению СМК в организацию с детальным описанием работ.
Обучение персонала
Обучение специалистов и руководства компании осуществляется с целью единственного понимания терминологии и норм установленных стандартов. Это поможет достичь максимального эффекта при внедрении СМК.
Разработка и проектирование документации СМК
В процессе деятельности представителей предприятия и консультанта разрабатывается необходимая документация с целью результативного функционирования системы качества. К данным документам относятся:
- Общесистемные мероприятия: управление записями, документацией, несоответствующими изделиями, внутренний аудит, а также предупреждающие и корректирующие процедуры;
- Руководство по качеству;
- Регламенты бизнес-планов: предоставление услуг, производство, продажи, закупки, логистика;
- Порядок дополнительных управленческих процессов: ремонт оборудования, управление персоналом и ресурсами, информационное обеспечение;
- Необходимые инструкции и положения;
- Регламент управляющих бизнес-процессов: маркетинг, стратегическое планирование, оценка СМК руководством.
Подготовка документации проводится на основании представленных заказчиком сведений в процессе работы представителей компании с консультантом, согласно утвержденным процедурам в плане-графике. По завершению данного этапа предприятие получает комплект документов системы менеджмента, который разработан с учетом специфики компании с распределенными полномочиями, функциями, обязанностями и критериями результативности управленческих и производственных процессов.
Обучение внутренних аудиторов
Процесс обучения внутренних аудиторов осуществляется с целью выполнения установленных стандартов. Для обеспечения достоверного контроля функционирования системы качества в будущем, любая организация, внедряющая СМК должна иметь обученных аудиторов.
Аудит-консалтинг
Основная цель данного этапа - оценка готовности компании к сертифицированию. В процессе аудит-консалтинга:
- Анализируется эффективность выполненных работ по внедрению системы качества;
- Оценивается применимость подготовленной документации к деятельности предприятия;
- Выявляются неблагополучные места в работе организации, которые могут повлиять на ее результативность;
- Изучается уровень внедрения системы менеджмента в существующую систему качества;
- Оценивается подготовка персонала к сертификации - знание обязанностей, принципов, терминологии и ролей в СМК;
- Проводится стажировка аудиторов компании.
По завершению данного этапа оформляется детальный план и отчет действий по воплощению корректирующих процедур, направленных на ликвидацию обнаруженных расхождений в процессе аудита, а также предупреждение их возникновения.
Услуги по оформлению и внедрению системы менеджмента предоставляются сертификационным центром Госнорм, в частности высококвалифицированными экспертами, которые имеют огромный опыт по внедрению СМК в разных областях промышленности. Стоимость услуг будет зависеть от объемов и вида деятельности компании.